Мое маленькое чудо

Материнство — великое чудо. С рождением ребенка в жизни женщины меняется очень многое, появляются новые приоритеты и задачи. Материнство — это не только купание в любви и радости, но и, одновременно, большая ответственность и ежедневный труд. Мама дарит жизнь ребёнку, кормит его, растит, знакомит с окружающим миром, заботится о нём и любит безграничной, бескорыстной любовью. Однако, подчас, мама и сама нуждается во внимании и поддержке, в добром совете и простом человеческом участии. Особенно это касается семей, воспитывающих малыша с проблемами здоровья.
Учитывая это, в апреле 2013 года в Муниципальном казенном учреждении Анжеро-Судженского городского округа «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» стартовал проект «Мое маленькое чудо» по внедрению технологии оказания помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста в условиях Реабилитационного центра. Проект был создан творческим коллективом учреждения под руководством его директора Козюриной Флюры Мингалеевны. В конце 2012 года он принял участие в конкурсе инновационных социальных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и выиграл грант на сумму 1 356 535 рублей. Технология работы с семьями, которую мы использовали в проекте, – это комплекс мероприятий по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями в возрасте до 3-х лет с целью обеспечения его полноценного гармоничного развития, минимизации нарушений здоровья и профилактики инвалидности в раннем возрасте. В основе работы лежит знакомство родителей с проблемами детей, проблемами инвалидности, стереотипами, существующими в обществе, путями их преодоления, средствами реабилитации. Это дает возможность переориентировать воспитательную стратегию семьи на уровень преодоления проблем в развитии ребенка, что делает его жизнь более полноценной.Технология включает несколько уровней. Диагностический уровень – сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи, оценка ситуации и в случае необходимости организации консультаций специалистов. Профилактический уровень – это комплекс мер по организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи. Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация – это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования семьи, положительных контактов с окружением, решение бытовых проблем, повышение статуса семьи до социального.Организационно служба сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, была представлена междисциплинарной командой специалистов, каждый из которых выполняет свою часть реабилитационных мероприятий: проведение обследования, обучающие тренинги и занятия, игротерапия и лечебные процедуры и т.д. В команду проекта вошли врач-педиатр, врач-невролог, специалисты по социальной работе, педагоги-психологи, учитель-логопед, воспитатели, социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестры по массажу и физиотерапии. Члены семьи, включенной в целевую группу проекта, также стали частью междисциплинарной команды, так как семья принимает активное участие в оценке, постановке целей, создании программы помощи для себя и своего ребенка. В проекте приняли участие 50 семей, в которых воспитывается 51 ребенок в возрасте до трех лет с различными нарушения здоровья (заболевания опорно-двигательного аппарата, в т.ч. ДЦП, тугоухость, врожденный порок сердца, перинатальные поражения центральной нервной системы и др.). Также в команду проекта были включены 16 добровольцев, из числа студентов 3 и 4-го курсов Анжеро-Судженского педагогического колледжа, обучающихся по специальности «Специальное дошкольное образование».В ходе реализации проекта были проведены разноплановые мероприятия. Отправной точкой работы стало получение в ходе диагностики объективных данных об актуальном уровне развития ребенка, о состоянии тех качеств, свойств и функций, которые подлежат дальнейшему коррекционно-развивающему воздействию, определение «зоны ближайшего развития». Для достижения поставленных целей в Реабилитационном центре впервые использовались ранняя диагностика умственного развития Е. А. Стребелевой, компьютерная диагностика с использованием программного комплекса «Лонгитюд» и оценочных шкал KID и RCDI,На основании данных диагностики были разработаны индивидуальные маршруты для каждой семьи, включающие самые разнообразные виды деятельности: индивидуальные занятия по познавательному, коммуникативному, сенсорному развитию, игровые сеансы с детско-родительской парой, во время которых родитель и ребенок, вместе со специалистом, осваивали основы взаимодействия друг с другом и предметным миром, учились подбирать «полезные» игры и игрушки, осваивали приемы внедрения игры в повседневную жизнь семьи. Особым эффектом обладали занятия и тренинги для родителей в сенсорной комнате. Непременным компонентом комплексной помощи ребенку раннего возраста является оказание медицинских услуг. В проекте было предусмотрено проведение таких мероприятий, как лечебный детский массаж, физиотерапия, лечебная физкультура. Лечебно-оздоровительные мероприятия с детьми проводились с учетом рекомендаций врачей, с необходимой периодичностью и дозировкой лечебных процедур. Еще одной составляющей индивидуальных программ реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста стали музыкально-коррекционные занятия, направленные на стимуляцию активности ребенка, развитие эмоциональной сферы, формирование произвольной регуляции поведения. На занятиях мы не ставили перед собой собственно музыкальные задачи, такие как обучение игре на музыкальных инструментах, мы использовали их как способ развития функций, необходимых для общего развития и адаптации. По достоинству дети и родители оценили, организованные для них студентами-волонтерами, кукольные спектакли «Теремок», «Три медведя», «Репка» и праздничное мероприятие «Новогодняя сказка», благодаря которым, и артисты, и зрители получили незабываемый опыт общения и заряд положительных эмоций.В ходе реализации проекта были проведены не только мероприятия по оказанию всесторонней помощи детям раннего возраста, но и мероприятия, направленные на удовлетворение по­требности семьи в информации – круглые столы, обучающие семинары, консультации, практические занятия и тренинги для родителей. Поскольку данная технология направлена в первую очередь на родителей, составляющих ближайшее социальное окружение ребенка на протяжении первых 3-х лет жизни, нам было важно заинтересовать членов семьи данной формой работы, объяснить им необходимость и актуальность совместного поиска решений сложившихся проблем. Составной частью информационно-просветительской работы стала организация полугодовой подписки на популярные журналы для родителей, воспитывающих детей раннего возраста «Мой кроха и я», «Для самых-самых маленьких», «Растем вместе», «Погремушка», которые  содержат не только полезную информацию по вопросам лечения, воспитания и развития их малышей, но и множество интересных заданий, игр и упражнений для самих ребят. Родители и дети по достоинству оценили этот вид услуг, с интересом изучали журналы, рассказывали специалистам о разделах, заинтересовавших их самих и детей. Также необходимо отметить, что статьи, размещенные в журналах, стимулировали активность некоторых родителей, вызывали у них желание получить дополнительную информацию у специалистов Центра по заинтересовавшему вопросу.Также в рамках проекта было создано множество буклетов, наглядных консультаций и памяток с информацией о проекте и практическими советами специалистов для родителей, столкнувшихся с проблемой появления в семье ребенка с ограниченными возможностями. Изданы методические пособия «Оказание помощи родителям детей раннего возраста с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра», которое освещает основные вопросы, связанные с разработкой и внедрением в практику работы данной технологии и «Актуальные проблемы оказания помощи родителям детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья» с описанием опыта работы специалистов.Для освещения деятельности проекта и дистанционной помощи родителям и специалистам был создан интернет-сайт, где наряду с информацией об учреждении и консультациями для родителей была создана страничка проекта «Мое маленькое чудо». На сайте родителям предоставлена возможность отслеживать мероприятия проекта, получать информационную поддержку, задавать вопросы специалистам, оставлять отзывы и пожелания.С целью информирования населения и привлечения внимания общественности было организовано тесное сотрудничество со средствами массовой информации – городской газетой «Наш город», областной газетой «Кузбасс», а также с Анжерским телевидением.Большое значение, среди мероприятий проекта, приобрели курсы повышения квалификации специалистов реабилитационных учреждений Кемеровской области, позволяющие систематизировать знания в области работы с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста, в том числе ребенка с ограниченными возможностями. В рамках проекта 50 специалистов обучились на курсах повышения квалификации в ГОУ СПО «Анжеро-Судженский педагогический колледж» по проблеме «Организация работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья». Три специалиста прошли обучение на курсах Санкт-Петербургского института раннего вмешательства, организованных в г. Киселевске по программе «Организационные основы раннего вмешательства». Еще двое специалистов прошли дистанционное обучение в Санкт-Петербургском государственном университете. И один – в Санкт-Петербургском инновационно-образовательном центре «Северная столица» по программе «Современная система социального обслуживания семей, имеющих детей-инвалидов».В сентябре 2014 года наш проект был представлен в г. Уфа на V Всероссийской выставке-форуме «Вместе – ради детей!», организованной Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и Правительством республики Башкортостан. В выставочном павильоне Кемеровской области были представлены не только информационные материалы из опыта работы учреждения, но и красочные фотографии, видеоролики, слайд-шоу, методические пособия.Говоря о результатах нашей деятельности в рамках проекта, необходимо отметить, что важнейшим итогом реализации технологии стали не столько успехи детей в физическом, психическом или речевом развитии, сколько активная заинтересованность родителей в совместной работе, в достижении конкретных, значимых результатов в развитии ребенка, снятие психологического барьера (отгораживание, закрытость семьи, умалчивание возникающих проблем) препятствующего выходу семьи в социум. Почему это важно? Потому что именно эти результаты позволят и родителям, и ребенку не останавливаться на достигнутом, а двигаться вперед к новым целям.Сегодня в преддверии Дня Матери мы хотим сказать: «Милые мамы!  Примите искренние слова благодарности за ваш нелегкий труд – труд материнства! Крепкого вам здоровья, семейного благополучия, терпения, мира и добра! Пусть каждый день для Вас звучат слова восхищения и любви, а ваши дети радуют своими успехами и победами! Ну а если вам понадобится помощь, приходите – здесь вас ждут!».

Уважаемые родители! Рады вам сообщить, что в нашем центре появились новые диагностические комплексы: программный комплекс «Лонгитюд», а также «Программный пакет по оценке развития детей моложе 3,5 лет на основе русифицированных шкал KID<R> и RCDI». Программы были приобретены в рамках проекта «Мое маленькое чудо», благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Экспертная система индивидуального сопровождения развития детей Лонгитюд используется для определения уровня психомоторного развития и контроля его динамики у детей от двух месяцев до семи лет. Данное программное и методическое обеспечение является дополнением к обычным методам обследования ребенка специалистом, существенно расширяющим возможности и повышающим эффективность работы с детьми.

Лонгитюд – это набор диагностических методик, позволяющих провести разностороннее обследование и составить программу развития на ребенка.

Для оценки уровня развития детей с 2 мес. до 42 мес. служат шкалы KID (Чистович, Ройтер, Шапиро, 2000) и RCDI-2000 (Шапиро, Чистович, 2000). Эти шкалы представляют собой вопросники, описывающие разнообразные типичные формы поведения детей первых лет жизни. Вопросники заполняют родители ребенка или другие постоянно общающиеся с ребенком люди. Для заполнения бланков специальных знаний не требуется — достаточно прочесть и правильно понять инструкцию и вопросы.

Основные принципы обеих шкал вполне аналогичны, различается возрастной диапазон применения.

Шкала KID предназначена для оценки уровня развития детей в возрасте от 2 до 16 месяцев или старших детей, чей возраст развития не превышает 16 месяцев. Шкала Kent Infant Development Scale (KID Scale), является русской версией американской разработанной проф. Ж.Ройтер с сотрудниками и распространенной к настоящему времени в ряде стран Западной и Восточной Европы (Испания, Нидерланды, Венгрия, Чехия и др.)

Шкала состоит из 252 пунктов, разделенных на 5 областей: «когнитивная», «движения», «язык», «самообслуживание», «социальная». Вся совокупность 252 пунктов называется полной шкалой.

Шкала RCDI-2000 является русской адаптацией шкалы Child Development Inventory (CDI), разработанной Г.Айртоном (США). Шкала предназначена для оценки уровня развития детей от 1 года 2 мес. до 3 лет 6 мес.

Вопросник включает 216 пунктов, распределенных по 6 областям: социальная, самообслуживание, крупные движения, тонкие движения, развитие речи, понимание языка.  

В институте раннего вмешательства г. Санкт-Петербурга было разработано программное обеспечение, ориентированное на совместное использование обеих шкал.

KID и RCDI-2000 весьма удобны для скрининга развития, поскольку вопросники родители заполняют дома, а ввод в компьютер и распечатка результатов занимают не более 5 минут. На этапе скрининга основным результатом является решение о наличии или отсутствии отставания в развитии.

 

Информационные материалы

                  

 

 

 

 

 

Видеоролик – Не забывайте что мы есть

 

Статья «Маленькое чудо» для маленьких детей

Семинар-тренинг «Станьте успешными родителями»

 

Газета “Наш город”:

Газета КУЗБАСС:

Газета ИНВАЛИД:

Телевидение АнТВ: