Адаптируемся к школе

Начало осени для многих детей и их родителей тесно связано не только с приятными и волнительными моментами подготовки к школьной жизни, но и со сложным переходом ребенка от статуса дошкольника к статусу школьника; от ученика начальных классов – к ученику среднего звена. В обоих случаях большинство родителей накрывают психологические и социальные проблемы, связанные с новым этапом жизни их детей — адаптацией к школе и адаптацией к новым условиям привычной школы. 

Что такое адаптационный период?

  Адаптация к школе – это привыкание к систематическому обучению и новым условиям школы. Сроки адаптации связаны со многими факторами: это «атмосфера» в семье, личностные особенности ребенка, уровень его знаний и умений, тип образовательного учреждения, уровень сложности программы и т.д.

Адаптация первоклассника

Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом учебном году она в основном обеспечивается взрослыми (родители, учителя). От того, как взрослые реагируют на попытки первоклассников освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться.  

С какими трудностями сталкиваются первоклассники

Новая роль первоклассника подразумевает новые обязанности, например: 

рано вставать;

собирать ранец;

носить школьную форму;

находить общий язык с учителем;

выполнять все школьные требования;

ровно сидеть за партой на протяжении нескольких уроков.

По сравнению с предыдущей беззаботной жизнью это звучит как каторга. Другими трудностями адаптации первоклассников может быть вливание в коллектив и сложности в принятии учительницы как новой властной фигуры в жизни ребенка. Чтобы привыкнуть к изменившимся обстоятельствам, требуется время и помощь родственников и близких, которые помогут первокласснику справиться с адаптацией к школе. 

Из психологических особенностей у первоклассника наблюдаются повышенная тревожность, внутреннее напряжение, заниженная самооценка. Роль учителя для первоклассника огромна.  

Во многом адаптация ребенка к школе зависит от обстановки в классе. Если младшему школьнику в классе комфортно и интересно – это облегчает процесс адаптации. 

Любого школьника, переходящего из начальной в среднюю школу, ждет еще один период – адаптация к новым условиям уже привычной школы. Этот момент можно назвать переломным потому, что он совпадает с кризисными возрастными изменениями: ребенок больше не младший школьник, он становится подростком. В это время начинает активно формироваться личностное новообразование – обретение чувства взрослости и обретение себя как личности. Этот процесс протекает довольно болезненно и приводит к тому, что ребенок начинает отгораживаться от близких, которые до этого времени играли важнейшую роль в его жизни. Проявляется это в том, что подросток противостоит любым вмешательствам в его жизнь и зачастую идет наперекор чувствам и желаниям взрослых.

Теперь подросток готов выстраивать новые отношения со сверстниками. Именно через дружеские отношения у ребенка формируются модели социальных взаимоотношений, моральные ценности и т.д.

  Ведущей деятельностью становится общение. На данном фоне снижается учебная мотивация, успеваемость падает, случаются конфликты с учителями.

Родителям стоит помнить о том, что умственная активность подростков в этот период довольно высокая. Но ее развитие сейчас напрямую зависит от эмоций, которые испытывает ребенок во время обучения.

Успехи или неудачи оказывают значительное влияние на мотивацию обучения. Ведь высокая оценка «подтверждает» возможности подростка. Идеальным является тот момент, когда «оценка» и самооценка совпадают. Если же этого не случается, происходит нарастание внутреннего дискомфорта, который со временем может перерасти во внутренний конфликт.

То есть, когда ребенок переходит из начальной ступени школьного обучения в среднее звено, он подвергается не только внешним изменениям, но и глубинным, внутренним.

Общие рекомендации психолога

Хвалите ребенка. Родителю важно подмечать то, что у ребенка хорошо получается, делать на этом акцент. Это придаст уверенности – у ученика появится желание и стремление сделать лучше!

Выработайте график работоспособности при подготовке домашнего задания.

Для того, чтобы понять, как лучше подойти к выполнению домашнего задания, родителям нужно понаблюдать за своим ребенком и ответить на несколько вопросов:

легко ли ребенок «включается в работу»?

сколько времени требуется «на разгон»?

сколько времени, после включения, он может работать не уставая?

как быстро наступает истощение?

Для тех детей, кто с трудом включается в выполнение домашнего задания, лучше начинать с литературного чтения. А тем, кто быстро истощается – с математики и обязательно делать перерывы.

Не требуйте слишком много! Родителю важно понимать и осознавать возможности ребенка. Для этого можно просто понаблюдать: что у начинающего школьника получается хорошо, а что – не совсем. Ставьте «цели» мягко, чуть-чуть выше возможностей ребенка или в соответствии с ними.

Делайте акцент на уверенность. Для родителей очень важно знать «сильные» стороны своего начинающего ученика. Для этого ответьте себе на вопросы:

«Что восхищает меня в моем ребенке?»

«Что он умеет делать хорошо?»

Помогая ребенку стать уверенным школьником опирайтесь на то, в чем он силен. 

Кроме этого, родителям желательно выполнять следующие рекомендации:

развивайте у начинающего школьника «чувство» времени;

приучайте содержать свои вещи в порядке;

помните: «Ребенок тоже имеет право на ошибку!»;

предоставляйте своему ребенку возможность самому себя обслуживать.

Помните, что родительская любовь и поддержка являются главными факторами успешной и счастливой жизни детей. 

Источник: https://profilaktika.tomsk.ru/naseleniyu/stati/psikhologiya/adaptatsiya-rebenka-k-shkole-rekomendatsii-psikhologa/

Подготовила:  психолог в социальной сфере Попова Е.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *