Семейное чтение и его роль в воспитании ребёнка
Важная роль в воспитании ребенка, формировании у него системы нравственных ценностей принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, учат, прежде всего, своим собственным.
Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX – начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал свою няню – Арину Родионовну, свое завораживающее впечатление от чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым.
Традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это то, от чего мы ушли; это то, к чему просто необходимо вернуться. Семейное чтение – источник формирования интереса к книге, одно из средств духовного обогащения семьи.
Для того чтобы получить представление об организации чтения ребёнка в семье, о Вашем отношении к чтению, о Вашем участии в этом увлекательном и сложном процессе, попробуйте ответить на следующие вопросы:
-
- Есть ли у вас дома детская библиотека?
- Какие книги преобладают у вас дома?
- Часто ли Вы покупаете книги ребенку?
- Как часто Вы читаете книги детям?
- По чьей инициативе Вы читаете книги: по просьбе ребенка или по своей инициативе?
- Обсуждаете ли прочитанное произведение?
- Рассказывают ли дети дома о художественной литературе, с которой познакомились в детском саду?
- Выписываете ли Вы детские журналы?
- Какова роль книги в развитии ребенка?
- Как Вы понимаете всю важность книги в развитии ребенка?
Ответив на вопросы и сделав определённые выводы, вы поймете, какова роль книги в вашей семье.
Семейное чтение – это не просто самый доступный и короткий путь приобщения детей к книге. Это средство обогащения и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле. Одним словом – это средство духовного обогащения семьи, которое сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разного жизненного опыта.
Домашнее чтение в кругу семьи способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:
- совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению “жизненной копилки” знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;
- совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослым, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями;
- после чтения предлагаемых рассказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом;
- чтение сказок на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении – это такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать процесс семейного чтения интересным и полезным:
1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребёнка (например, болезнь члена семьи, появление второго ребёнка, семейный разлад…);
2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведённое для этого время; читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь;
3) если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, нужно спросить, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;
4) порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не нужно спешить читать дальше или “сворачивать” разговор; если ребёнок “застрял” на чём-то – это для него очень важно, поэтому его необходимо выслушать и понять;
5) если ребёнок попросил и на завтра ту же сказку или главу из книги – это не случайно, необходимо выполнить его просьбу и постараться понять, что именно заставляет ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло.
Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из семьи «перетечёт» в семью уже повзрослевших детей. А чтобы процесс семейного чтения стал для ребёнка желанным и полезным можно разнообразить приемы работы со сказкой:
- обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;
- создание рисунков по мотивам сказки или поделок, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;
- проигрывание эпизодов сказки всей семьёй, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;
- проигрывание вариантов решения ситуаций, т. е. использование сказки как притчи, нравоучения и т. д.
В. А. Сухомлинский сказал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у Ваших детей, зависит от каждого из Вас, так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Логопед Егорова Т. В.
Категория: Полезные материалы, Специалисты советуют