Как помочь ребенку адаптироваться к школе?
17 августа, 2018 Нет Комментариев
Период адаптации обычно занимает от 3-4 недель до 2-3 месяцев.
От родителей требуется помощь и поддержка при освоении нового уклада жизни. Важно быть особенно внимательным к ребенку и быть готовыми сотрудничать с педагогами.
Что происходит в период адаптации?
- Значительно повышается нагрузка на организм, особенно так называемая статическая нагрузка. Потребность в двигательной активности остается прежней, а школьные условия требуют много времени находиться в сидячем, неподвижном положении.
- От первоклассника требуется значительно повысить уровень внимания и умственного напряжения. Непроизвольное запоминание в игре уступает место целенаправленному обучению за счет усилий воли.
- Ребенок попадает в новый для себя жизненный уклад. Ему приходится осваивать множество правил поведения образовательного учреждения, которые значительно отличаются от принятых в семье. Особенно это сложно детям, не посещавшим детский сад.
- Первоклассник оказывается в новом коллективе сверстников и среди незнакомых взрослых, с каждым из которых ему необходимо выстроить отношения, найти свое место в группе.
Как помочь ребенку?
- Снизить психологическую нагрузку: для этого вторую половину дня лучше провести дома, а не на продленке, желательно обеспечить ребенку дневной сон.
- Не забывать о прогулках на свежем воздухе. Важно следить, чтобы продолжительность ночного сна была не меньше 11 часов.
- Обеспечить психологическую поддержку: ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.
Как понять, что адаптация к школе прошла удачно:
- Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
- Маленький первоклассник справляется с образовательной программой. Если ребенок испытывает затруднения при обучении, поддержите его, не критикуйте его за медлительность, не сравнивайте с другими детьми. Внимательно следите, не является ли нагрузка чрезмерной. Очень важно на первых порах вселить уверенность в возможность успеха, не давать поддаваться унынию («У меня ничего не получится!»).
- Ребенку нравится самостоятельно выполнять часть уроков, он просит помощи взрослого лишь после безуспешных попыток выполнить задание самостоятельно. Часто родители слишком усердно «помогают» ребенку, и это вызывает противоположный эффект. Ребенок привыкает к совместному приготовлению домашнего задания, перестает думать, будучи уверенным, что мама или папа сделают всю работу за него.
- У малыша появились любимые учителя и друзья среди одноклассников.
Неудачи в учебе или общении могут привести к снижению самооценки ребенка, а такое «приобретение» самым негативным образом влияет на развитие и, собственно, успеваемость. В случае возникновения проблем адаптации к школе родителям стоит проконсультироваться с психологом. Обычно учителя начальных классов готовы сотрудничать с родителями: так как им сложно в течение пары месяцев составить верное впечатление о каждом ребенке в классе и его особенностях, а, тем более, найти подход. Поэтому родители в данном случае – ценный источник знаний. Совместная стратегия учителя и родителей поможет ребенку стать «своим» в школе.
Зав.отделением, психолог, высшей категории Парфенова Т.Н.
Категория: Полезные материалы, Психологическая помощь