ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
13 апреля, 2020 Нет Комментариев
Слово – это основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный смысл.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет в речи. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам их не употребляет. Пассивный словарь гораздо больше активного,
сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по
контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь, представляет собой
специальную педагогическую задачу. Вводить слова надо в речь ребёнка
планомерно, систематически. Поскольку родителям, так или иначе, приходится быть основными учителями для своего ребенка, я предлагаю вам использовать следующие речевые игры.
Дорогие родители, помните, что учить – это не значит садиться за стол и вести себя, как на уроке. Речь идет о том, чтобы показывать ребенку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.
Играя, развиваем речь.
Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например,. Считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка.
Игра «Подбери словечко»
Груша (какая?) – сладкая, сочная, большая, спелая, желтая, тяжелая, вымытая, и т.д..
Игра «Сравни груши»
Первая желтая, а вторая зеленая, первая сладкая, а вторая с кислинкой и т.д..
Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Использовать нужно любые ситуации, подходящие для речевых занятий.
На прогулке вы можете прививать ребенку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы»… Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз.
Обогатить и активизировать словарь, развить фразовую речь и навыки речевой коммуникации помогут сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Магазин», «Строительство» и т.д. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
Игра «Таинственное место – кухня»
Привлекая ребенка к помощи на кухне, рассказывайте:
– как называются продукты,
– какое блюдо вы готовите,
– какие действия при этом совершаете,
– называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов,
-задавайте соответствующие вопросы (Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?» и др.),
– называйте свои действия: нарезаю, перемешиваю, солю, обжариваю, чищу, тру, пробую и т.д..
Подводите ребенка к тому, чтобы он повторял за вами слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. В деятельности речевой материал усваивается быстрее и естественнее.
Поощряйте любую речевую деятельность ребенка, играйте всей семьей.
Игра «Кто больше назовет»:
– «Все горячее» (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай …)
– «Все мокрое» (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, белье, пол, дорога, трава …)
– «Все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит …)
– «Ласковые слова» (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, цветочек …)
– «Вежливые сова» (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи …)
Игра «Волшебный мешочек»
Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее. Например: лимон- это фрукт желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус. Предметы в мешочке разные на ваше усмотрение.
Игра «Ассоциации»
Участникам игры предлагаются карточки с изображением какого-либо предмета. Игроки должны придумать как больше ассоциаций к изображаемому предмету. Выполненное задание разбирается в форме диалога.
-Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сиденье, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят …).
– Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают…)
– Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят…)
– Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят…)
Представленные игровые упражнения доступны для использования в домашних условиях. Принимайте активное участие в любых играх с детьми, устраивайте экскурсии по интересам детей – это способствует развитию всех сторон речи ребенка.
Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной
речи, состоящей из правильно составленных предложений.
Логопед Егорова Т.В.
https://infourok.ru/razvitie_rechi__detey_s_zpr_v_nachalnoy_shkole-299715.htm
Категория: #СЗАБОТОЙОВАС, Полезные материалы, Специалисты советуют