ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слово – это основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный смысл.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет в речи. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам их не употребляет. Пассивный словарь гораздо больше активного,
сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по
контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь, представляет собой
специальную педагогическую задачу. Вводить слова надо в речь ребёнка
планомерно, систематически. Поскольку родителям, так или иначе, приходится быть основными учителями для своего ребенка, я предлагаю вам использовать следующие речевые игры.

Дорогие родители, помните, что учить – это не значит садиться за стол и вести себя, как на уроке. Речь идет о том, чтобы показывать ребенку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.

Играя, развиваем речь.

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например,. Считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка.

Игра «Подбери словечко»

Груша (какая?) – сладкая, сочная, большая, спелая, желтая, тяжелая, вымытая, и т.д..

Игра «Сравни  груши»

 Первая желтая, а вторая зеленая, первая сладкая, а вторая с кислинкой и т.д..

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Использовать нужно любые ситуации, подходящие для речевых занятий.

На прогулке вы можете прививать ребенку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы»… Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз.

Обогатить и активизировать словарь, развить фразовую речь и навыки речевой коммуникации помогут сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Магазин», «Строительство» и т.д. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

                                     Игра «Таинственное место – кухня»

Привлекая ребенка к помощи на кухне, рассказывайте:

– как называются продукты,

– какое блюдо вы готовите,

– какие действия при этом совершаете,

–  называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов,

-задавайте соответствующие вопросы (Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?» и др.),

– называйте свои действия: нарезаю, перемешиваю, солю, обжариваю, чищу, тру, пробую и т.д..

Подводите ребенка  к тому, чтобы он повторял за вами слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. В деятельности речевой материал усваивается быстрее и естественнее. 

Поощряйте любую речевую деятельность ребенка, играйте всей семьей.

Игра «Кто больше назовет»:

– «Все горячее» (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай …)

– «Все мокрое» (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, белье, пол, дорога, трава …)

– «Все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит …)

– «Ласковые слова» (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, цветочек …)

«Вежливые сова» (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи …)

Игра «Волшебный мешочек»

Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее. Например: лимон- это фрукт желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус. Предметы в мешочке разные на ваше усмотрение.

Игра «Ассоциации»

Участникам игры предлагаются карточки с изображением какого-либо предмета. Игроки должны придумать как больше ассоциаций к изображаемому предмету. Выполненное задание разбирается в форме диалога.

-Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сиденье, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят …).

– Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают…)

– Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят…)

– Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят…)

Представленные игровые упражнения доступны для использования  в домашних условиях. Принимайте активное участие в любых играх с детьми, устраивайте экскурсии по интересам детей – это способствует развитию всех сторон речи ребенка.

Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной
речи, состоящей из правильно составленных предложений.

Логопед Егорова Т.В.

https://infourok.ru/razvitie_rechi__detey_s_zpr_v_nachalnoy_shkole-299715.htm

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *