Приемы формирования самоконтроля за звукопроизношением дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
25 июля, 2017 Нет Комментариев
Правильное произношение характеризуется целым рядом элементов, образующих целостную систему: произношение звуков, нормы орфоэпии, словесное и логическое ударение, темп и ритм речи, интонационную оформленность высказывания и др. Выпадение или нарушение одного из компонентов затрудняет применение устной речи как средства общения. Поэтому фонетические недостатки, в частности, служат одним из факторов, препятствующих усвоению не только словаря, но и всего языкового материала, что влечет за собой недоразвитие речи и трудности в овладении языком.
Известно, что при нормальном развитии ребенок осваивает речь спонтанно, без видимых усилий. Этот процесс совершается при помощи слухового анализатора, тесно взаимодействующего с речедвигательным и зрительным анализаторами.
Очевидно, что при контроле за собственным произношением слуху принадлежит ведущая роль.
Слуховой самоконтроль – не врожденное качество, он формируется постепенно в процессе общения. Его нарушение обусловливает различные отклонения в формировании и развитии речевой деятельности, в результате чего возникает необходимость специального обучения детей произношению. Исследуя детей с нарушениями слуха, такие известные дефектологи, как Н.И. Белова, К.А. Волкова, Ф.Ф. Рау, указывают на особенности и своеобразие звуковой стороны устной речи и отмечают, что при специальном обучении ребята овладевают произношением, но оно имеет многочисленные дефекты, требующие целенаправленной коррекционной работы.
Наблюдая за речью детей в процессе обучения, можно увидеть, что они стараются говорить правильно, только когда их контролируют педагоги и родители. В случае ослабления или отсутствия контроля произношение становится небрежным, невнятным. Кроме того, низкий уровень сформированности навыка самоконтроля за речью приводит к недостаточной автоматизации произносительных навыков, к распаду нестойких произносительных стереотипов, множественным дефектам просодической стороны речи. В результате неправильное произношение сохраняется, даже когда изолированно звуки произносятся верно.
Как подчеркивается в исследованиях П.К. Анохина, контроль за выполняемой деятельностью необходим для ее осуществления, также указывается, что все вопросы обучения решаются с обязательным применением обратной связи, самоконтроля.
Поскольку слуховой анализатор, как средство контроля за собственным произношением, у детей с нарушенным слухом не может качественно выполнять свою функцию, то обучение обеспечивается компенсаторной деятельностью сохранных анализаторов с привлечением остаточного слуха, т.е. «контрольный аппарат» формируется на основе следов акустических, оптических, тактильно-вибрационных, раздражителей в момент порождения речи.
При коррекции произношения происходит перестройка сложившихся стереотипов, поэтому обратная связь, осуществляемая только посредством речеслухового и речедвигательного анализаторов (в том числе и других сохранных анализаторов), недостаточна. Дополнительную обратную связь представляет собой внешний контроль со стороны педагога, родителя, воспитателя. Обратная связь в коррекционно-педагогической работе по формированию и развитию произносительной стороны устной речи у детей с дефицитарностью слуховой функции совершенно необходима. Для полноценного усвоения соответствующих навыков со стороны педагога, мамы требуется систематический контроль за произношением учащихся на индивидуальных и фронтальных занятиях, предметных уроках и в свободное домашнее время. А недостаточный контроль за произносительной стороной речи детей, по мнению Л.В. Николаевой (1978), Н.Ф. Слезиной (1975), препятствует полноценному ее формированию. Иначе говоря, иногда даже только постоянный внешний контроль со стороны взрослых позволяет повысить самоконтроль произношения, и как следствие – фонетическое оформление речи и ее внятность в целом.
Систематическое формирование навыка самоконтроля за произношением на индивидуальных занятиях, предметных уроках и дома способствует наиболее полноценному развитию фонетически правильной активной речи, повышает эффективность коррекционно-педагогического процесса..
Для формирования самоконтроля произношения необходимо соблюдение ряда условий:
– усвоение произносительных умений и навыков на основе полисенсорного восприятия элементов устной речи, сравнение собственного произношения с образцом;
– существование внешнего контроля со стороны педагога и технических средств обучения как основы формирования и развития самоконтроля;
– знание учащимися различных способов самоконтроля, умение применять их;
– развитие слухового восприятия с умением оценить произношение, т.е. осуществление самоконтроля и взаимоконтроля на основе слуховых образов;
– соблюдение единого речевого режима (как на индивидуальных и фронтальных занятиях, так и на общеобразовательных уроках, и во внеклассное время).
Развитие навыков самоконтроля осуществляется с применением традиционной методики формирования произношения, которая предусматривает два направления: освоение правильного произношения и развитие слухового восприятия.
Стадии формирования самоконтроля
Подготовительная стадия:
– познакомить со строением артикуляционного аппарата, названием органов артикуляции, принимающих участие в речеобразовании;
– уточнить движения органов артикуляционного аппарата, их положения с максимальным привлечением кинестетических ощущений и наглядного материала;
– сообщить необходимые сведения об общих и дифференциальных признаках фонем (артикуляторных и акустических) и научить применять эти знания на основной стадии коррекционной работы;
– научить приемам вербализации своих действий при усвоении артикуляционных укладов.
На занятиях используются приемы, активизирующие действия ребенка на основе вырабатываемых у него умений и навыков слышать, видеть, ощущать, вербализовывать и контролировать воспроизводимые им положения органов артикуляции. Начальные действия с опорой на полимодальный контроль постепенно переводятся на контроль при помощи слухо-кинестетических ощущений с дальнейшей их автоматизацией.
Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок усвоил названия органов артикуляции и их частей. Для наглядности применяются муляжи, графические профили нормативной артикуляции, условные знаки-символы, характеризующие основные моменты артикуляции и обозначающая физиологический образ звука.
Коррекционно-педагогическая работа начинается с формирования у детей обобщенных представлений об основных признаках звука – месте и способе образования. Необходимо, чтобы ученики узнали о том, какими органами артикуляции, в каком месте на пути струи выдыхаемого воздуха создается преграда, каков механизм ее образования, научились образовывать эту преграду.
Основная стадия
Основная стадия работы состоит из трех этапов.
1. Этап постановки звука. Здесь широко используются знания детей, сформированные на подготовительной стадии: о строении артикуляционного аппарата, об общих и дифференциальных признаках фонем, воспроизведении правильной артикуляции звука и др.
Умение воспроизводить положения органов артикуляционного аппарата позволяет более эффективно овладеть правильной артикуляцией звука. Иначе говоря, использование словесных инструкций, кинестетического и слухового контроля приобретают ведущее значение при уточнении артикуляции или коррекции звукопроизношения.
2. Этап закрепления и автоматизации. Эта работа начинается с включения новой артикуляции в слог, слово, без длительного закрепления ее изолированного произношения. Слоги отрабатываются по традиционной методике (с учетом фонетически оптимальной позиции). При произнесении слогов и слов внимание ребенка особо акцентируется на приемах самоконтроля.
3. Этап дифференциации. Здесь работа базируется на усвоенном материале. Проводится дифференциация звуков как по артикуляторным, так и по акустическим характеристикам: выделяется дифференцируемая пара и уточняются опорные признаки при проговаривании слогов, слов, словосочетаний с ней.
В период автоматизации целесообразно продолжать закреплять знания о способе и месте образования корригируемого звука, что способствует умению правильно воспроизводить и контролировать новые положения органов артикуляционного аппарата.
Завершающая стадия.
На завершающей стадии работы приобретенные навыки закрепляются в условиях естественной коммуникации (на фронтальных занятиях, общеобразовательных уроках, в игре, в повседневном общении и т.д.). Здесь значимая роль принадлежит не только педагогу, но и окружающим ребенка людям: воспитателям, родителям, которые посредством внешнего контроля вводят приобретенные навыки в самостоятельную речь.
Таким образом, формирование и развитие навыка самоконтроля фонетической стороны речи у детей с недостатками слуха на специальных коррекционных занятиях, их совершенствование на общеобразовательных уроках и во внеклассное время повышает качество устной речи учащихся, способствует более эффективному осуществлению процесса коммуникации.
Логопед: Егорова Т.В.
Список использованной литературы
1. Андреева Е.И. Психологические основы обучения глухих детей произношению: Метод. указ. для студ. дефектол. фак. Л., 1977.
2. Багрова И.Г. Роль остаточного слуха в формировании у глухих школьников самоконтроля над произношением // Дефектология. 1973. № 6. С. 3-8.
3. Волкова К.А. Формирование у глухих учащихся навыка самоконтроля над произношением // Вопросы сурдопедагогики / М., 1972. С. 85-98.
4. Дифференцированный подход к развитию восприятия и воспроизведения устной речи у учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей // Развитие устной речи у глухих дошкольников: Метод. пособие: В 2 ч. / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина. М., 2001. Ч. 1.
Категория: Полезные материалы, Специалисты советуют