Роль конструирования в развитии детей
17 июля, 2020 Нет Комментариев
Заниматься конструированием дети начинают в очень раннем возрасте, вспомним всеми любимые цветные пирамидки и цветные кубики, которые нравятся всем без исключения. Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению. Конструктивная деятельность ребенка это достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности ребенка она глубоко волнует его, вызывает положительные эмоции. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. В процессе конструирования дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляют конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве. Кроме этого у ребенка развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений пальцев и кистей, развиваются психические процессы – память, мышление, воображение, внимание и восприятие. Нельзя забытьи о и воспитательных моментов. Благодаря конструированию у детей пополняется словарный запас, развивается речь, художественно-творческие способности. Кроме того, художественно-конструктивная деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Выделяют два вида конструирования – техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; крупногабаритных модульных блоков) и художественное (из бумаги и природного материала).
Первый вид – техническое конструирование. Дети в основном отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом моделируются структурные и функциональные признаки.
Второй вид – художественное конструирование. Дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета. Полноценное конструирование влияет на сам процесс (отбирается материал, обдумываются способы, планируется и контролируется деятельность.) В раннем возрасте конструирование слито с игрой; в младшем игра уже побудитель к конструированию. Конструктивная деятельность так же способствует развитию познавательных способностей, проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Существуют различные виды конструктивной деятельности детей каждая, из которых способствует формированию познавательных и социальных мотивов учения:
- конструирование по образцу – обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа,
- конструирование по теме – позволяет детям сами создавать замысел конкретных построек и поделок, выбирать способы их выполнения, материал,
- конструирование по замыслу – развивает умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок,
- конструирование по условиям – задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, что соответствует принципам деятельностного подхода.
Подводя итог, следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.
И в завершении, предлагаем вам несколько игр по конструированию для детей младшего дошкольного возраста. Оставьте на минутку домашние дела и поиграйте вместе с ребенком.
- «Постройка домика для кошки, собачки и козлика»
Цель: Развивать умение ребенка, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры.
Материал: кубики и кирпичики, пластины.
Ход игры.
Проиграйте с ребенком ситуацию, что идет дождь, и щенок Бимка промок, он сидит под деревом и дрожит. Ему нужно построить теплый домик – будку. Предложите построить домик для щенка. Ребенок сам подбирает материал, сам придумывает дом.
- «Загончик для животных»
Цель: Учить строить из вертикально поставленных кирпичиков. Воспитывать бережное обращение к постройке. Активизировать словарь: кирпичик, загончик.
Материал: кирпичики.
Ход игры.
Предложите ребенку построить для игрушечных домашних животных загон, чтобы они не разбежались, чтобы их не съели волки. Строить надо из кирпичиков, поставленных вертикально.
- «Ворота для машины Айболита»
Цель: Учить строить ворота из двух вертикально стоящих кирпичиков, на которые кладется еще один кирпичик.
Материал: кирпичики
Ход игры.
Внимание в зоопарке заболел тигр. Добрый доктор Айболит едет на машине, чтобы вылечить больного Машина въезжает в парк, деревья мешают проехать дальше. Необходимо срочно построить ворота для машины. Ребенок предлагает свои постройки.
- «У куклы новоселье»
Цель: Закрепить навыки и умения работы со строительным материалом, учить играть с постройками. Постройка мебели, комнаты различными способами.
Материал: кубики и кирпичики, призмы, пластины, цилиндры.
Ход игры.
Предложите ребенку стать строителем и построить для кукол целые комнаты с мебелью. Подобрать самому строительный материал, возможно пригласить друзей для работы, и поселить кукол в новый дом.
- «Придумываем фигуры»
Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.
Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.
Ход игры: Ребенок может придумать и сложить фигуры из различных элементов, дать им названия.
- «Лесенка для черепашки»
Цель: Учить ребенка создавать постройки, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом; узнавать и называть строительный материал и постройки.
Материал: кирпичики и пластины.
Ход игры.
Заранее постройте водоем и предложите ребенку построить лесенку, чтобы черепашки добрались до водоема. Кирпичики необходимо накладывать друг на друга.
Специалист по социальной работе Шалафанова С.Н.
Источники: https://nsportal.ru/detskiy-sad/; https://blog.dohcolonoc.ru/
Категория: #СЗАБОТОЙОВАС, Полезные материалы, Специалисты советуют