Развивающие занятия для детей
6 августа, 2020 Нет Комментариев
Дорогие мамы, папы и ребята. Предлагаем серию развивающих игр – заданий. Эти игры помогут изучить основные понятия по окружающему миру, выработать социальные навыки, развить логику.
- Пищевые цепочки.
Взрослый, совместно с ребенком старается построить как можно более длинную пищевую цепочку. Например, первый элемент “зерно”. Взрослый спрашивает: “Кто ест зерно?” Ребенок: “Мышка”. Взрослый: “А кто есть мышей?” и т.п.
Большинство детей спокойно относится к факту поедания одними животными других. Но не стоит предлагать игру ребенку, реагирующему на нее излишне эмоционально или агрессивно.
- Матрешка.
Эта игра – усложненный и более интересный вариант предыдущей игры. Начинается она словами взрослого: “Вот пуговица (бусина, горошина), куда ее можно положить?” Ребенок отвечает: “В стакан”. Взрослый: “А куда поместится стакан?” Стакан можно убрать в кастрюлю, кастрюлю в коробку, коробку в грузовик и так далее. Можно попробовать и обратный вариант: “Вот коробка, что там может лежать внутри?”
- Вспомни все.
Взрослый просит ребенка перечислить всю одежду, которая на нем надета или все предметы, лежащие в сумке.
Другой вариант тренировки – вспомнить мельчайшие подробности какого-нибудь события (похода в музей, дня рождения).
- Трудное задание.
Взрослый дает ребенку сложное задание “Назови 3 машины, 2 птицы, 1 цветок”. Ребенок отвечает. В этой игре закрепляются навыки классификации объектов, тренируется память, отрабатывается количественный счет.
Выполнив задание, ребенок может составить аналогичную задачу для взрослого. При ответе взрослый может иногда допускать намеренные ошибки, ожидая, что ребёнок его поправит.
- Темный карман.
Взрослый заранее кладет в карман некоторый предмет (ключ, монетку, конфету, маленькую игрушку и т.п.). Он говорит ребенку: “У меня в кармане есть что-то интересное, сможешь отгадать что?”. После этого ребенок задает различные вопросы о предмете, а взрослый отвечает на них. Если ребенок долго не может угадать, огорчается или раздражается – предложите ему узнать предмет на ощупь. Впоследствии ребенок сможет сам выступить в роли обладателя интересного предмета.
- Наблюдательность.
Хорошая дорожная игра. Взрослый и ребенок отыскивают и подсчитывают предметы выбранной категории (собак, светофоры, красные машины).
- Откуда появился.
Взрослый предлагает ребенку ответить, откуда появился суп (сварили), дом (построили), брюки (сшили) и т.п.
- Наоборот.
Взрослый говорит: “Большой, а наоборот…’’ Ребенок отвечает: “маленький’’. Таким образом, можно проверять знание основных пар признаков (толстый – тонкий, длинный – короткий, высокий – низкий) и рассказывать о тех, с которыми ребенок еще не знаком.
- Последствия.
Взрослый предлагает ребенку ответить, какими станут носки, если наступить в лужу (мокрыми); ботинки, если пройти по грязи (грязными); каша, если насыпать в нее сахар (сладкой); белье, если его постирать (чистым).
- Части и целое.
Первый, более простой вариант игры: взрослый называет предмет, а ребенок перечисляет его части.
Когда малыш запомнит основные части нескольких предметов, можно играть наоборот: взрослый перечисляет разные части (ствол, ветви, листья, корни), а ребенок называет целый предмет (дерево).
- Четвертый лишний.
Одна из самых известных игр на развитие мышления. Взрослый перечисляет четыре слова, одно из которых отличается от всех остальных определенным признаком. Ребенок должен указать на это слово, и, по возможности, объяснить, почему оно лишнее.
- Что общего?
В этой игре взрослый называет 3-4 предмета, ребенок должен найти их общее свойство.
Примеры: вертолет, бабочка, чайка (все летают), колбаса, яблоко, конфета (съедобные); роза, еж, елка (колючие).
- Кому хорошо?
Взрослый говорит: “Кошке не нравится дождь, она мокнет и мерзнет. А кому нравится дождь? (предполагаемый ответ – деревьям, цветам)”. Ребенок отвечает (можно помочь ему, задавая наводящие вопросы). Взрослый задает другие вопросы, например: “Кому нравится ночь?”, “Кому нравится мороз?”, “Кто любит колючки?”
- Пожалуйста.
Взрослый обращается с простыми просьбами, но ребенок должен выполнять их, только если взрослый не забыл сказать слово “пожалуйста”. Через некоторое время игра может стать двусторонней, то есть и ребенку будет необходимо произносить “волшебное слово”.
- Порядок действий.
Взрослый предлагает ребенку восстановить порядок действий некоторого процесса, в котором он участвовал сам или который неоднократно наблюдал со стороны. Примеры заданий: “Как испечь блины”, “Как стирать белье”, “Как готовиться ко сну”. Взрослый следит, чтобы не нарушалась хронология событий, и не были забыты основные этапы.
- Погрузка поезда.
Взрослый говорит: “Давай нагружать поезд. В первый вагон складываем все колючие предметы”. И взрослый вместе с ребенком начинают перечислять колючие предметы. Потом взрослый сообщает, по какому признаку подбираются грузы для второго вагона (полосатые, определенного цвета, на определенную букву, изготовленные из определенного материала).
- Я вижу.
Взрослый задумывает какой-то предмет, находящийся перед глазами, и начинает его описывать. Задача ребенка догадаться, что это за предмет.
- Загадки.
Более сложный вариант предыдущей игры. Взрослый задумывает некоторый, хорошо известный ребенку, предмет и сообщает о нем несколько фактов. Например, задумана морковь. Взрослый говорит: “Это овощ. Его можно есть сырым или варить”. Если ребенок не может угадать, взрослый дает еще несколько подсказок.
- Летает – не летает.
Взрослый рассказывает “Журавль … полетел, синица … полетела, бегемот…”. Если назван летающий объект, ребенок поднимает руки вверх. Если не летающий – вытягивает их вдоль тела. Если ребенок ошибается, взрослый может смешно указать ему на это, сказав “Бегемот полетел” или “Журавль упал”.
- Опять ошибка.
Эта игра требует от взрослого предварительной подготовки или быстрой реакции и хорошей фантазии. Взрослый рассказывает ребенку историю, сознательно делая в ней ошибки: “Пошел я гулять в лес. Хожу, собираю разные грибы: белые, лисички, ватрушки. Потом еще вкусный гриб нашел – мухомор. Хорошо гулять по лесу, только холодно – все-таки декабрь на дворе… ” Ребенок останавливает взрослого и указывает на ошибки.
- Непослушные зайцы.
Игра прорабатывает различные запреты. Взрослый рассказывает про зайцев, которые решили включить плиту (выбежать на проезжую часть, порисовать на обоях, вырезать картинку из книги). Задача ребенка – остановить зайцев и объяснить, почему этого делать нельзя. Взрослый может задавать уточняющие вопросы (от имени зайцев).
- Назови цвет.
Взрослый спрашивает, какого цвета предмет, ребенок отвечает. На первом этапе названный предмет должен быть хорошо виден ребенку.
Потом можно спрашивать о цвете известных, но не видимых в настоящий момент предметов: “Какого цвета раковина (папина куртка, снег, лягушка)”.
Попробуйте и другой вариант – “верю – не верю”. Взрослый говорит, что “яблоко желтое” или “кошка зеленая”, а ребенок соглашается с утверждением или нет.
- Профессии.
Два варианта игры. Можно спрашивать “Что делает учитель (врач, шофер, пилот)?”
А можно узнавать: “ Кто учит (лечит, строит)? ”
- Что из чего сделано.
Для этой игры малыш должен знать, какие бывают материалы (дерево, метал, камень, ткань) и какие у них основные свойства. Взрослый спрашивает, из чего сделан предмет (лучше для начала называть предметы, которые ребенок видит и может потрогать). Ребенок отвечает.
- Папа-мама-малыш.
Взрослый говорит: “Папа – бык, мама – корова, малыш …” Ребенок отвечает. Через некоторое время взрослый называет только самца, а ребенок самку и детеныша.
Самая сложная версия – взрослый называет животных во множественном числе (“коровы”), а ребенок перечисляет всех особей.
- Тук-тук.
Взрослый: “Идем мы, гуляем и видим домик – гнездо (улей, нору, будку, берлогу и т.п.). Тук-тук, кто в домике живет?” Ребенок отвечает. Если он не знает, ответ дает взрослый.
Другой вариант игры – поиск дома для конкретного зверя: “Белочка потерялась, где ее домик? В гнезде? В норе? В дупле?” Ребенок отвечает “да” или «нет”.
Специалист по социальной работе Соснина Н.В.
Источники:https://ok.ru vospitatelyu
Категория: #СЗАБОТОЙОВАС, Полезные материалы, Специалисты советуют