Словарь основных логопедических терминов для родителей
6 ноября, 2020 Нет Комментариев
Уважаемые родители! В процессе работы вашего ребенка с логопедом, вы можете встретиться с разными непонятными терминами. Для того, чтобы работа была продуктивнее, предлагаю познакомиться с основными логопедическими терминами.
Автоматизация (звука) – этап, следующий после постановки нового звука и направленные на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Аграмматизм – нарушение понимания и употребления грамматических средств языка.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Различают моторные и сенсорные алалии.
Алексия (дислексия) – невозможность (алексия) или частичное специфическое нарушение процесса чтения (дислексия).
Аморфные слова – это грамматически неизменяемые слова-корни, так называемые «аномальные слова» детской речи. Различают слова-фрагменты, в которых сохранены только части слова; слова-звукоподражания, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию; контурные слова, в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов.
Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию, включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др).
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Афония – полное отсутствие голоса (дис – частичное).
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Внутренняя речь – произносимая беззвучно, скрытая, имеет место в процессе мышления.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций. Проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций. Проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет.
Звукоподражания – условное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т.д.), а также криков животных.
Импрессивная речь – восприятие, понимание речи.
Кинестетические ощущения – ощущения положения и движения органов.
Коррекция нарушений речи – исправление недостатков речи.
Логоррея – бессвязный речевой поток, представляющий пустой набор отдельных слов, лишенных логической связи.
Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.
Нарушение голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосообразующего аппарата.
Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в частичных нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.).
Недоразвитие речи – качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Отраженная речь – повторенная за кем-либо речь.
Парафазия – нарушения речевого высказывания, проявляющиеся в пропусках, ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах (литеральная парафазия, например моколо вместо молоко, скул вместо стул) или в замене необходимых слов другими, не имеющими отношения к смыслу высказывания (вербальная парафазия) в устной и письменной речи.
Персеверации – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение,часто вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.
Распад речи – утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.
Растормаживание речи у детей – активизация развития речи у детей с задержкой речевого развития.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости.
Ротацизм – расстройство произношения звуков [Р], [Рь].
Сенсорный – чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям.
Сигматизм – расстройство произношения свистящих ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]) и шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.
Сопряженная речь – совместное одновременное повторение двумя или более лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.
Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в секунду).
Тремор – ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Экспрессивная речь –активное устное и письменное высказывание.
Эхолалия – непроизвольное повторение слышимых звуков, слов или фраз.
Логопед Егорова Т.В.
Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/
Категория: #СЗАБОТОЙОВАС, Полезные материалы, Специалисты советуют