Сексуальность в подростковом возрасте
15 декабря, 2020 Нет Комментариев
Человеческая сексуальность намного сложнее, чем биологические процессы, которые начинают процесс созревания. Таким образом, развитие подростковой сексуальностивключает в себя не только физическое развитие, но и познавательное, эмоциональное, социальное и нравственное. Эти области развития не продвигаются на одном уровне. Это особенно проблематично в отношении подростковой сексуальности, потому что часто бывают неверные решения из-за отсутствия когнитивной или/и эмоциональной зрелости, может даже иметь плачевные последствия для всей последующей жизни. Таким образом, это важно для воспитания, что бы быть готовым к обсуждению всех аспектов сексуальности (физических, познавательных, эмоциональных, социальных, нравственных), так что родители, воспитатели, наставники могут лучше и качественнее оказать помощь своим подросткам, что бы они могли принять мудрые и продуманные решения. Когда родители понимают процесс подросткового сексуального развития, они находятся в лучшем положении для оказания помощи своим детям. Кроме того, знание этой информации позволит воспитателям знать, когда вмешаться в случае необходимости.
Ранняя половая активность подростков сегодня становится насущным вопросом для большинства родителей. Влияние телевидения, СМИ, агрессивной рекламы, пропагандирующих сексуальность, как неотъемлемый атрибут красоты, успеха, известности и материального достатка, обусловили сдвиг в сознании подростков в сторону “озабоченности вопросами секса”. Лавина информации о сексуальности, носителями которой являются известные актеры, спортсмены, шоумены и знаменитости побуждают детей и подростков к более раннему интересу к сексуальным отношениям. Немаловажным видится вопрос о том, на кого ложится обязанность за половое просвещение ребенка или подростка – на его родителей, педагогов и школьных психологов или остается на откуп СМИ, интернету и старшим товарищам.
Наибольшее признание и распространение получило мнение, что половое воспитание должно проходить в семье. Несмотря на это, многие родители не могут справиться с этой задачей в силу целого ряда причин. Часть родителей стесняется обсуждать подобные темы, вследствие того, что сами были воспитаны подобным образом. Другие сохраняют уверенность, что все связанное с сексом, непристойно и грязно либо просто испытывают необъяснимый страх перед этой темой, появившийся за годы запрета и подавления сексуальности обществом в недалеком прошлом. Некоторые родители придерживаются мнения, что наличие знаний в области секса, приведет к преждевременным экспериментам у подростков: эти родители избегают разговоров со своими детьми на подобные темы, надеясь тем самым сохранить их невинность. Однако нет никаких объективных данных, подтверждающих, что наличие знаний ведет к приобретению сексуального опыта. Первый сексуальный опыт, зачастую как раз происходит из любопытства и отсутствия достаточной информации обо всех аспектах половой жизни. Это и риск заболеваний, передающихся половым путем и необходимость в связи с этим проходить регулярные обследования, и возможность нежелательной беременности при любой, даже первой половой близости, возникновение определенной ответственности при вступлении в близкие отношения с другим человеком. Раннее начало половой активности уже не связано с браком. Подростки решаются на сексуальный контакт по разным причинам: желая походить на своих кумиров, иметь популярность среди сверстников, а для некоторых мотивом для раннего начала сексуальной активности служит необходимость в эмоциональной поддержке и принятии другим человеком. При этом значительная доля подростков начинают половую жизнь совершенно несведущими в этом вопросе.
Многих родителей повергает в шок, что объяснять основные физиологические факты, касающиеся вопросов репродукции, следует еще до наступления подросткового возраста. Недавние опросы показали, что только около трети матерей разговаривали со своими 13-15 летними дочерями о половой близости, о мерах защиты здоровья или о предотвращении нежелательной беременности. Меньше половины из них обсуждали с дочерями темы, связанные с менструациями и сексуальной зрелостью. Вся ответственность о просвещении своих детей была оставлена родителями на усмотрение СМИ, вместо того, чтобы быть моральной обязанностью самих родителей. Половые отношения в подростковом возрасте стали обыденным явлением и редко теперь связанны с замужеством или женитьбой. Первый половой контакт является скорее экспериментом, не имеющим ничего общего с поиском спутника жизни. Но считать, что тенденция к более раннему началу сексуальной активности является свидетельством того, что подростки стали менее разборчивы, было бы неправильно, так как большинство из них имеют лишь одного партнера. Интерес к сексу значительно ослабевает у многих тинэйджеров после первого опыта, как только спадает завеса тайны и в особенности, если этот опыт не был связан с любовными переживаниями, а рассматривался как эксперимент. После первого сексуального контакта многие подростки могут длительное время не вступать в близкие отношения. Вопреки опасениям большинства родителей, сексуальный опыт, вероятно, не является угрозой личностному развитию и эмоциональному состоянию подростков. Гораздо более тревожным представляется факт резкого увеличения распространенности болезней, передающихся половым путем и рост числа нежелательных беременностей среди несовершеннолетних. Отношение подростков к этим вопросам можно выразить в нескольких словах: «Это может случиться, но не со мной!». В данном вопросе роль родителей невозможно переоценить. Участие в жизни подростка, который стоит на пороге взрослой жизни, должно подразумевать в первую очередь доверительный диалог, в котором подросток сможет, открыто выразить свою точку зрения или попросить совет, не боясь получить осуждение или наказание. Роль родителей заключается не в том, чтобы быть жандармом для своего ребенка и контролировать его на каждом шагу, а в том, чтобы естественным образом направлять, поддерживать на пути к взрослой жизни. Поэтому, когда вы говорите с ребенком о подростковой сексуальности и начале сексуальной жизни, вспомните, как вы сами проходили подобный путь и постарайтесь дать ему всю информацию, которая поможет ему справиться с этим нелегким периодом в своей жизни. Отвечайте на все поставленные им вопросы и поощряйте его спрашивать вас и в дальнейшем. Важно, чтобы информация, которую получают подростки, имела и практическую ценность: как и где можно приобрести противозачаточные средства, почему желательно согласовать их применение с партнером, зачем и как нужно их применять и т.п.
Главное в вопросе сексуального воспитания детей и подростков – это не самоустраняться от решения непростых вопросов, а принимать активное участие в жизни ребенка, поддерживать и принимать подростка в его новых проявлениях на пути к самостоятельной жизни.
Подготовила: Попова Е.А. психолог в социальной сфере.
Источник:http://duschka.ru/post159961434/
Категория: Полезные материалы, Психологическая помощь