Если ваш ребенок тревожный.

Одной из наиболее распространенных проблем, с которой родители обращаются к специалисту, является повышенная тревожность ребенка.
Тревожность – повышенная склонность к переживанию эмоционального дискомфорта, беспокойству, волнению. Она может быть связана с ожиданием и предчувствием неприятных переживаний или опасности. Причем, даже если все вокруг хорошо и благополучно, ребенок может испытывать фоновое ощущение предстоящей беды (страх перед неизвестностью).
Родителям важно вовремя заметить у своего малыша первые признаки формирования личностной тревожности:

  1. частое проявление беспокойства;
  2. трудности с концентрацией внимания;
  3. повышенный тонус мышц на лице и шее;
  4. раздражительность, выраженная скованность или неусидчивость;
  5. нарушения сна;
  6. проблемы с аппетитом (изменения в пищевом поведении);
  7. низкая работоспособность;
  8. неуверенность, зажатость;
  9. напряженный взгляд;
  10. тихий голос;
  11. соматические расстройства организма: болезненные ощущения в животе, дискомфорт от ношения каких-либо вещей, головные боли, спазмы в дыхательных путях, жажда, сниженный тонус мышц ног;
  12. болезненная реакция на критику;
  13. склонность обвинять самого себя;
  14. критика окружающих.

Для тревожного ребенка окружающий мир – пугающий и враждебный. Малыш постоянно ощущает себя подавленным, настороженно относится к окружающим и с трудом устанавливает новые контакты или избегает их вовсе. Ищет поддержку и защиту.

К основным причинам возникновения этого конфликта формирования тревожности относят:
• отсутствие чувства защищенности;
• тревожность родителей;
• неблагоприятный эмоциональный фон в семье;
• противоречивостью предъявляемых родителями требований;
• неадекватность предъявляемых требований;
• противоречием между требованиями в семье и школе, детском саду;
• непоследовательность в воспитании;
• предъявление противоречивых требований;
• повышенная эмоциональность родителей;
• постоянное сравнение и приведение в пример других;
• авторитарно-жесткий или попустительский способ воспитания;
• материальные затруднения в семье;
• неадекватными, как правило, завышенными, требованиями (к примеру, родители страстно ожидают, всячески демонстрируя это, от ребенка, что он станет хорошим гимнастом, в то время как он более силен в гуманитарных науках, а не в спорте).
• негативные требования: например учитель (воспитатель) требует, чтобы ребенок сказал ему, кто баловался, а если не скажет – то тогда он пожалуется родителям, что тот не слушается;
• стремление родителей соответствовать внешним критериям нормы и социального благополучия (чрезмерная ориентация на “картинку” вместо содержания).
Рекомендации родителям тревожных детей и подростков:

  • старайтесь больше разговаривать с ребенком, больше объясняйте ему, рассуждайте;
  • избегайте фраз типа “поймешь, когда вырастешь” – знание появляется не от возраста, а от взаимодействия с окружающим миром – в первую очередь с родителями!;
  • говорите о своих эмоциях и чувствах;
  • не предъявляйте высоких требований к ребенку, ваши ожидания не должны подрывать его самооценку, давать пищу для сомнений в своих силах;
  • старайтесь всячески убеждать ребенка в своей безграничной и безусловной любви – демонстрируйте это;
  • отмечайте его успехи, делитесь ими со всеми членами семьи;
  • избегайте употребления слов, унижающих достоинство;
  • не заставляйте малыша насильно извиняться за проступки, это должно быть не механическое действие “по шаблону”, попросите его объяснить их причину (!), деликатно объясните, что чувствуете сами в связи с этим и почему;
  • сведите к минимуму число замечаний;
  • не пугайте невыполнимыми наказаниями;
  • чаще прибегайте к тактильному контакту, объятиям – это помогает снизить как эмоциональное напряжение, так и мышечное;
  • оба родителя должны быть единодушными и последовательными в вопросах воспитания;
  • совместно выполняйте упражнения на релаксацию. Малышам трудно понять – что значит расслабиться. Предложите представить приятное место, например, дачу летом, расскажите друг другу о своих ощущениях – как там хорошо, как светит солнце, жужжат пчелы и т.д. Особенно эффективно перед сном;
    ненавязчиво и аккуратно интересуйтесь всем, что происходит в
  • по возможности сведите к минимуму количество стрессовых ситуаций, но не перестарайтесь – ребенок должен учиться справляться с трудностями – сперва с вашей помощью, затем самостоятельно;
  • предлагайте ребенку свою помощь, но не делайте за него;
  • в случае невозможности избежать серьезного стресса, заранее готовьте малыша к этой ситуации;
  • делитесь своими детскими воспоминаниями – в том числе страхами, рассказывайте и об актуальных проблемах, волнениях;
  • показывайте ребенку разницу в его достижениях – сравнивайте прошлые успехи с настоящими, отмечая его старание и усердие.

Источник:
https://www.b17.ru/article/89831/

Подготовила: Попова Елена Анатольевна психолог в социальной сфере

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *